МУЗЫКАЛЬНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:
ТИМОХИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
МАЛЬЦЕВА ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА
РАЗВИВАЕМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА
То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.
Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.
Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.
Игра «Простучи и ты»
Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.
Игра «Кто поет?»
Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.
Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.
Игра «Путаница»
В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия.
__________________________________________________________________________
ПРОЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ-ОСНОВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Очень часто у родителей возникает вопрос: «Музыкален ли мой ребёнок?» Если ребёнок проявляет интерес к любой музыкальной деятельности: слушает музыку, подпевает, двигается под музыку, применяет различные предметы, чтобы «сыграть» эту музыку, можно говорить о наличии музыкальных задатков у ребёнка. Возникает вопрос о том, что может сделать взрослый, чтобы музыкальность у ребёнка проявилась как можно раньше. Давайте заглянем в недалёкое прошлое.
Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были потешки, колыбельные, которые ему пели мама, бабушка. Затем во время игр во дворе ребёнок напевал дразнилки, приговорки. Родители работали в течение всего дня, а за детьми присматривали бабушки, дедушки. Поэтому дети могли слышать от своих бабушек песни, которые они никогда бы не услышали от своих родителей. Дети смотрели мультфильмы, в которых звучали прекрасные песни, сочинённые композиторами, с хорошим текстом, интересной, доступной, запоминающейся мелодией. Соответственно дети независимо от взрослых пели эти песни, развивая свой голос, слух, укрепляя здоровье. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного опыта, семейных песенных традиций. С сожалением следует отметить, что в современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное.
Огромное влияние на эмоциональное развитие ребёнка оказывает самостоятельное пение, слушание вокальной музыки, совместное пение с мамой, бабушкой, без сопровождения на музыкальном инструменте. Из опыта работы с детьми хочется отметить такой факт, что в семье, в которой хотя бы один из родителей поёт, дети тоже поют. Нельзя уменьшать значение семейного воспитания и традиций: посещение концертов, театральных спектаклей, игре на шумовых инструментах.
РАЗРЕШИТЕ ДАТЬ ВАМ СОВЕТ
1. Создайте подборку из музыкальных произведений, которые вызывают наиболее положительный эмоциональный отклик у вашего ребёнка. Если у вас возникают затруднения, приглашаем воспользоваться фонотекой нашего дошкольного учреждения (флешкарта). Мы предложим вам те музыкальные произведения, которые ребёнок сможет назвать «моя музыка».
2. Откройте у себя дома «мастерскую» по изготовлению шумовых инструментов. Ребёнок сможет ими воспользоваться в самостоятельной деятельности, когда поёт или слушает музыку, а также пригласить вас к совместному музицированию. Шумовые инструменты можно использовать и при заучивании стихов, сочинении и озвучивании сказок. Из опыта работы с детьми хочу отметить, что интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах очень высок. Поэтому при выборе подарка к празднику, вместо очередной куклы или машинки, остановите свой выбор на покупке детского музыкального инструмента.
3. Внимательно и бережно относитесь к любым творческим проявлениям вашего ребёнка: среди множества домашних дел и «вечной» занятости найдите время его выслушать, отметить его успехи, включиться в совместную творческую деятельность.